3.1. Физическое насилие в отношении детей
Комитет по правам ребенка определяет телесное или физическое наказание как наказание с применением физической силы с целью причинения боли или любой степени дискомфорта, пусть даже незначительной. В образовательных учреждениях это прежде всего нанесение телесного повреждения ребенку рукой или каким-либо предметом, нанесение ударов (тычки, шлепки итд). Очень часто взрослые учителя и старшеклассники могут бить ученика ногами, трясти за плечи, толкать, царапать, щипать, кусать, дергать за волосы, таскать за уши, принуждать его находиться в неудобном положении, обжигать его, а также требовать, чтобы он стоял в углу во время занятия на глазах у всех учеников.
Физическое насилие в отношении детей часто применяется в качестве дисциплинарных мер по воспитанию ребёнка. Необходимо отметить, что дети также могут подвергаться насилию в семье, когда используются различные виды физических наказаний: от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение, оно часто сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Самыми распространенными видами телесного физического насилия считаются: дергание за волосы, удары, избиение, удушение, царапание, отравление, поджоги и причинение физических страданий другими способами, тут же агрессивный физический контакт (толчки, пинки, бросание предметов в человека) или ограничение передвижения, физическое ограничение свободы с использованием оружия или без него.
Основными признаками, по которым можно определить, что ребенок подвергается или подвергся физическому насилию, являются: следы ударов, шрамы, порезы на руках, лице, ногах и других частях тела; переломы и ушибы, следы ожогов, синяки, гематомы. Также стоит отметить, что доведения ребенка до истощения и систематического голода являются самыми распространенными видами физического насилия и пренебрежения среди уязвимых детей, которые проживают в семьях в трудной жизненной ситуации. Основными признаками являются частые головные боли и жалобы на болезнь желудка, физическое истощение и изможденный вид.
Применение физического или телесного наказания оборачивается тяжелыми последствиями для душевного и физического здоровья учащихся. Оно может вызвать замедленное развитие социальных навыков, депрессию, тревогу, стать причиной агрессивного поведения и отсутствия эмпатии – сочувственного и внимательного отношения к окружающим (Таблица 4). Более того, телесные наказания разрушительны не только для детей или подростков, к которым они применяются, но и для учителей, воспитателей и других учеников. У детей, перенесших насилие, значительно выше вероятность не закончить школу.
Телесные наказания порождают озлобление и обиду, которые мешают выстраиванию доверительных отношений между учителем и учащимися, между самими учениками. Такая атмосфера усложняет работу учителя, сводя на нет все его усилия, лишает ее радости и удовлетворения. Телесные наказания не позволяют научить школьников трезво мыслить, делать правильный моральный выбор, контролировать себя и реагировать на сложные жизненные ситуации без злобы и агрессии.
Дети, подвергающиеся физическому насилию, часто испытывают когнитивные задержки и эмоциональные проблемы. Кроме того, физическое насилие может нанести вред развитию нервной и иммунной систем, подвергая детей, ставших жертвами жестокого обращения, большему риску возникновения проблем со здоровьем во взрослом возрасте. Исследователи обнаружили, что через три года после жестокого физического насилия, почти у 28% вовлеченных в него детей развились хронические заболевания во взрослой жизни: сердечно-сосудистые заболевания, болезни легких и печени, гипертония, диабет, астма и ожирение.