4.4. Профилактика буллинга
Мероприятия по профилактике буллинга развивают социальные и эмоциональные навыки детей, бросают вызов общепринятому поведению в отношении издевательств, а также улучшают знания о разных видах и формах буллинга и о том, как дети могут защитить себя.
Профилактика буллинга начинается с:
-
- реализации учебной программы по предотвращению буллинга и насилия, проведения собраний, где обсуждаются социальные и эмоциональные особенности и проблемы.
- обучающих мероприятий не в виде чтения лекций и нотаций, а в виде разных интерактивных методов: просмотр фильмов, обсуждение разных ситуаций и кейсов, мозговые штурмы и обсуждения. В этот процесс важно вовлекать самих детей, чтобы они тоже помогали с подготовкой уроков или сессий.
- создания дружелюбной и эмоционально здоровой среды для коллектива, учеников и родителей. Сюда может также входить разработка специальных информационных сессий, руководств для родителей, коллектива, других специалистов, которые работают с детьми.
Необходимо помнить, что в Кыргызской Республике буллингу часто подвергаются дети мигрантов, дети из семей в трудной жизненной ситуации. Как отмечают специалисты, буллинг в отношении учащегося часто усиливаются в периоды перехода из одной школы в другую. Часто дети испытывают сложности в установлении новых социальных контактов и отношений. Важно помочь новым ученикам до начала занятий дать время познакомиться с новым школьным персоналом и учащимися, а также посетить школьное здание. Хорошо помогает также назначение ответственных среди учеников, которые могут помочь новым ученикам завязать новые отношения, участвовать в мероприятиях.
Предотвращение буллинга в интернете и повышение безопасности в интернете
Предотвращение киберзапугивания направлено на то, чтобы научить детей соблюдать безопасность в интернете и поощрять «цифровую грамотность» или социальный этикет в интернете. Мероприятия по повышению безопасности в интернете:
-
- Обычно предлагаются детям от 6 лет и до 14 лет;
- Могут проводиться параллельно или как часть профилактики издевательств, но также могут проводиться как самостоятельное мероприятие.
- Могут включать в себя обучение родителей и учителей использованию детьми технологий.
- Могут проводиться подготовленными преподавателями с использованием групповых занятий и дискуссий.
Учебные программы по предотвращению издевательств в интернете включают такие темы, как: повышение безопасности в интернете; улучшение технических навыков по блокировке опасных сайтов и защиты персональных данных; цифровые права и защита пострадавших от кибербуллинга; правила поведения в интернет пространстве; развитие социальных и эмоциональных навыков.
Пример программы по профилактике кибербуллинга в Испании: В Испании киберпрограмма 2.0 была представлена детям в возрасте от 13 до 15 лет в рамках 19 еженедельных часовых занятий. Его целью было: 1) выявить и дать определение издевательствам и киберзапугиванию, 2) изучить последствия издевательств и киберзапугивания, 3) повысить навыки учащихся справляться с трудностями для предотвращения и уменьшения издевательств и киберзапугивания, и 4) развить дополнительные навыки, такие как управление гневом, активное слушание, сопереживание и терпимость к другим. Занятия проводились подготовленным взрослым и включали групповые занятия, такие как ролевые игры, мозговой штурм, управляемое обсуждение и рефлексия. Эти мероприятия значительно снизили уровень издевательств и киберзапугивания и повысили способность учащихся к сопереживанию (Гарайгордобиль и Мартинес-Вальдеррей, 2016). |