Очень часто дети не в силах остановить насилие или порочный круг насилия. Тот же самый буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям. Вмешательство взрослых и других ответственных специалистов обязательно. Международные исследования показывают, что именно мероприятия по профилактике насилия в школах являются самым эффективным решением в борьбе с поколенческим насилием, бедностью и улучшением ментального здоровья не только отдельных детей, но также целой нации.
Взаимоотношения между детьми и взрослыми в образовательной организации оказывают огромное влияние на становление личности обучающихся и их дальнейшую социализацию, интеграцию во взрослую жизнь. Последствия от насилия сказываются на протяжении всей жизни человека, отражаясь на эмоциональном и когнитивном развитии, физическом и психическом здоровье, поведении детей. Именно насилие способствует созданию ситуации, когда ребенок просто может перестать учиться или потерять интерес к учёбе. У ребенка в одночасье может перевернуться поведение и весь мир.
Пострадавшие от насилия боятся и стесняются обращаться за помощью к взрослым и сначала пытаются защитить себя с помощью ответной агрессии, что нередко усугубляет их социальные и психологические трудности. Утаивание насилия имеет несколько причин: пострадавший не верит, что учителя или родители смогут помочь, дети боятся еще большего насилия после вмешательства взрослых, они считают постыдным «сдавать» обидчиков, быть «стукачом». Невозможность попросить о помощи и неверие, что она будет оказана, еще больше травмируют пострадавшего.
Большинство случаев насилия в образовательных организациях никак не регистрируются и часто остаются незамеченным. В некоторых ситуациях агрессивные действия учеников или учителей осуждаются, но руководство образовательной организации иногда ввиду загруженности не успевают предпринять своевременных мер по реагированию на случаи насилия и их прекращения, дальнейшего недопущения. Работу с профилактикой насилия в Кыргызстане усугубляет часто отсутствие родителей или безразличие родителей к тому, что происходит с их собственными детьми в школе. Это лишает работников образовательной организации важных союзников в борьбе с насилием.
Несмотря на масштабность и сложность проблемы, система образования имеет большие возможности для профилактики насилия. Всему персоналу образовательных учреждений важно быть подготовленными, так как они могут формировать атмосферу в школе, основанной на взаимном уважении и недопущении насилия в межличностных отношениях и совместной деятельности. Поэтому в этом разделе мы посмотрим ряд эффективных мер, которые помогут своевременно реагировать на случаи насилия и проводить профилактические мероприятия.
Видеоролик фонда Оэйсис – «Профилактика правонарушения среди детей» (2021 г.), ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=7eC1SKh0G9Q&t=4s