Гендерное насилие, включая сексуальное насилие

Содержимое курса
Предисловие
Познакомьтесь с авторами курса и его содержимым
0/2
Раздел 1 – Защита прав ребенка
В этом разделе мы ознакомимся с основным международным и национальным законодательством по защите детей от насилия и жестокого обращения. Необходимо отметить, что согласно Всеобщей Декларации Прав Человека, все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
0/2
Раздел 2 – Насилие среди детей и молодежи в мире и в Кыргызской Республике
В этом модуле мы поделимся данными, которые команда курса собрала в ходе разработки ситуационного анализа положения детей и молодежи в Кыргызской Республике. Этот модуль расскажет: – о количестве детей, которые стали жертвами насилия, пренебрежения и эксплуатации за последние годы по данным из официальных источников – о наиболее распространенных формах насилия в отношении детей в Кыргызстане – о причинах опасного положения детей в Кыргызстане – о ситуации с положением детей по всему миру для сравнения.
0/10
Раздел 4 – Профилактика насилия среди детей
Мы подошли к последнему модулю данного курса, посвященному профилактике насилия среди детей, а также противодействию насилию в школьной среде. В этом модуле вы получите: – практическое и детальное руководство по межведомственному взаимодействию по противодействию жестокому обращению и насилию в отношении детей; цели и задачи межведомственной комиссии, функции и назначение; – рекомендации по профилактике насилия в школьной среде; – данные по международной практике по профилактике насилия в отношении детей.
0/7
Профилактика насилия среди детей в школьной среде
Об уроке

3. Гендерное насилие, включая сексуальное насилие

Организация объединенных наций определяет гендерное насилие как любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам и девочкам, включая угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или в личной жизни. Также, согласно ООН, гендерное насилие – это нарушение прав человека и проявление гендерного неравенства, увековеченное патриархальными структурами власти и культурными (социальными) нормами, которые приоритезируют мужчин над женщинами или мальчиков над девочками. Эта проблема оказывает значительное воздействие на отдельных лиц, семьи, сообщества и общество в целом, подрывая экономическое развитие и расширение прав и возможностей женщин и девочек в основном.

Гендерное насилие связано с использованием дисбаланса сил между полами. Гендерное насилие активно направлено на усиление и ужесточение полового неравенства, общепринятых стереотипов и установок, искажения представления социальных ролей мужчины и женщины. Несмотря на то, что жертвами сексуального и гендерного насилия чаще всего становятся девочки, несовершеннолетние мальчики  тоже подвержены риску. По информации ВОЗ, почти каждая третья девочка и женщина в мире подвергалась в жизни гендерному насилию. Также каждая пятая женщина и каждый тринадцатый мужчина пережили сексуальное насилие в детстве (в возрасте 0–17 лет).

Согласно закону, сексуальное насилие над детьми используется в качестве обобщающего термина, описывающего уголовные и гражданские правонарушения, при которых взрослый вступает в половую связь с несовершеннолетним или эксплуатирует несовершеннолетнего с целью сексуального удовлетворения. Американская психологическая ассоциация заявляет, что «дети не могут давать согласие на сексуальную активность со взрослыми» и осуждает любое подобное действие взрослого: «Взрослый, который вступает в сексуальную активность с ребенком, совершает преступный и аморальный поступок, который никогда не может считаться нормальным или социально приемлемым поведением».

Гендерное насилие в школьной среде может быть определено как акты или угрозы сексуального, физического или психологического насилия, происходящие в школах и вокруг них. Этот вид насилия обусловлен гендерными нормами и стереотипами. Оно может включать словесные оскорбления, издевательства, сексуальное насилие, домогательства и другие виды насилия на территории учебного заведения. Необходимо отметить, что школьники могут подвергаться насилию не только в стенах школы, но и в семье, когда родители приоритезируют образование мальчиков больше, чем образование девочек. То есть, дети подвергаются дискриминации по признаку пола и их социальной установленной роли в сообществе, в семье (рис.12).

 Рис. 12 Наиболее распространенные виды гендерного насилия

Наиболее серьезный вид насилия представляет собой сексуальной насилие, которое может сопровождаться попыткой совершения акта или другие действия, направленные в отношении сексуальности человека с использованием принуждения, совершаемые любым человеком, независимо от его взаимоотношений с жертвой, в любом месте (таблица 6.). Оно включает изнасилование, попытку изнасилования, совершаемое против воли прикосновение сексуального характера или другие, бесконтактные формы (домогательства и запугивания). 

Интернет открыл быстро растущий глобальный рынок для производства, распространения и потребления материалов о сексуальном насилии над детьми, таких как фотографии и видеозаписи. Находясь в онлайн сети, дети могут быть легко и быстро подвержены сексуальному принуждению и сексуальному насилию в контакте со стороны правонарушителей, которые пытаются вымогать у них контент и финансовую выгоду. После COVID-19 значительно возросло количество материалов  порнографического характера с участием несовершеннолетних в интернет пространстве. Ввиду роста популярности вебкам-бизнеса по предоставлению услуг интимного характера, вербовка несовершеннолетних девочек приобретает колоссальные масштабы.

В цифровом мире любой человек, находящийся в любом месте, может создавать и хранить материалы, связанные с сексуальной эксплуатацией. Преступники, совершающие сексуальные преступления в отношении детей, могут даже транслировать в прямом эфире сцены сексуального насилия из своего дома, предоставляя материалы, изображающие насилие над детьми, по требованию людей, находящихся на большом расстоянии.

Необходимо отметить, что дети, которые часто подвергаются сексуальному насилию, также могут быть жертвами сексуального рабства или эксплуатации. Одной из распространенных форм сексуальной эксплуатации и рабства являются ранние и принудительные браки. Как сказала Урмила Бхоола, спецдокладчик по вопросам о современных формах рабства: «Для детского брака характерен подневольный труд в домашнем хозяйстве, в то время как подневольный брак зачастую ведет к сексуальному рабству».

ВОЗ отдельно выделяет насилие, совершенное со стороны интимного партнера как отдельную категорию. Насилие со стороны интимного партнера относится к поведению интимного партнера или бывшего партнера, которое причиняет физический, сексуальный или психологический вред, включая физическую агрессию, сексуальное принуждение, психологическое насилие и контролирующее поведение. Очень часто дети в старших классах уже находятся в отношениях с противоположным полом. Поэтому важно проводить мероприятия по профилактике гендерного насилия среди подростков и учить их заботе о своем здоровье и информировать про нездоровые отношения.

Существует ряд признаков, по которым можно определить ребенка, который подвержен сексуальному насилию:

    • ночные кошмары, страхи;
    • стремление полностью закрыть свое тело;
    • депрессия, низкая самооценка;
    • отчужденность;
    • проституция, беспорядочные половые связи;
    • эротизированное поведение.
    • иногда несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.

 

Гендерное насилие причиняет серьезный физический, психологический и социальный вред. Дети, ставшие жертвами сексуального насилия, подвергаются повышенному риску заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, страдают от болей, болезней, нежелательной беременности, социальной изоляции и психологических травм. Некоторые жертвы, чтобы справиться с психологической травмой, могут прибегать к рискованному поведению, например к злоупотреблению психоактивными веществами. Психологи отмечают, что наибольшую психологическую травму могут представлять сексуальное насилие со стороны близких людей. 

Долгосрочными последствиями сексуального насилия или гендерного насилия могут быть разными. Некоторые пострадавшие находят в себе силы и могут реагировать через механизмы преодоления и защиты самого себя, которые могут быть полезными и адаптивными (социальная поддержка). То есть при хорошей поддержке, многие пострадавшие могут оправиться и далее постепенно научиться жить с травмой. Однако зачастую другие пострадавшие могут не справиться с глубокими травмами и могут прибегать к алкоголю или другой зависимости. Часто дети также могут страдать расстройством пищевого поведения и делать все возможное для того, что причинить себе вред. 

Файлы упражнений
Карманный справочник.pdf
Размер: 1,20 МБ
Присоединиться к общению
X