Детей воспитывают дети в Кыргызской Республике
По официальным данным, примерно 29,4% детей в Кыргызской Республике заняты деятельностью по уходу за младшими детьми, престарелыми членами домохозяйства и больными. Согласно исследованию Нацстаткома, 12-летние девочки тратят на воспитание детей больше, чем в среднем взрослые, – 47 минут в сутки (рис.5). Мальчики в этом же возрасте тратят чуть меньше, но даже это время затраты выше, чем у взрослых мужчин. Это обусловлено больше существующими социальными нормами и приоритетом воспитания девочек в духе ответственного члена семьи по уходу за членами семьи в будущем, сохранению домашнего очага.
Специалисты отмечают, что перекладывание взрослых родительских обязанностей на детей является одной из форм эмоционального насилия над детьми и ее отмечают таким термином как «парентификация» (от англ. слова «parents» – родители). То есть парентификация – это процесс смены ролей, при котором дети берут на себя обязанности, которые ранее были обязанностями взрослых, такие как забота о своих братьях и сестрах, родителях и других членах семьи. Это прежде всего процесс раннего взросления ребенка когда взрослые обращаются с ребенком как с полноценным взрослым членом семьи, имеющим те же обязанности, что и взрослый человек.
Рис.5. Суточный фонд времени в КР в минутах. 2021 год.
Для ребенка процесс парентификации имеет длительное негативное влияние, в особенности если ребенок отвечает не только за приготовление пищи, уборку, управление семейными финансами и имеет свои обязанности по учёбе, но также выполняет другие обязанности, выходящие далеко за рамки того, что считается соответствующим его развитию, эмоциональному состоянию и возрасту. В структуре семьи это происходит, когда между членами семьи отсутствуют границы. Ребенок становится основным опекуном для некоторых или всех членов семьи. Чтобы удовлетворить потребности других, ребенок жертвует своими собственными потребностями во внимании, комфорте и руководстве. Элементарно ребенок имеет сложности в уделении времени для таких важных для развития ребенка занятий, как игры, образование и налаживание отношений со сверстниками.
|
Последствия парентификации могут быть самыми разными для детей во взрослой жизни: от нежелания создавать семью и иметь собственных детей и до нарушения ментального здоровья, когда развивается депрессия, стыд или вина, неумение строить здоровые отношения в будущем, неумение выражать свои эмоции и чувства открыто. Это происходит по той причине, что родители возлагают на своих детей нереально высокие ожидания. Следовательно, ребенок испытывает низкую самооценку и чувство стыда, когда он не оправдывает этих ожиданий. Очень часто взрослые также могут применить физическое наказание или серьезно поругать ребенка, если тот не справился с взрослыми обязанностями по уходу за одним или всеми членами семьи.
Часто родители могут неосознанно делиться своими взрослыми проблемами с детьми, при этом создавая серьезные внутренние проблемы и задачи для детей. То есть, ребенок становится ответственным за то, чтобы помогать родителю управлять своими эмоциями, принимать решения относительно личных конфликтных отношений с другими членами семьи или в целом по жизни. Часто родители могут делать детей посредниками в решении конфликтов в семье, что приводит к серьезной психологической травме для ребенка. Как правило, впоследствии у ребенка остается тревога – это весьма распространенная черта детей, страдающих от парентификации, поскольку они сталкивались с трудностями, слишком сложными для их уровня развития, и поэтому, как правило, у них возникает ощущение, что мир труден и опасен, и что никто другой не сможет оказать поддержку или подмогу, что приводит к чувству страха, изоляции и беспомощности.
При этом необходимо особо подчеркнуть, что важно и полезно для воспитания давать детям какие-то задания по дому, чтобы они помогали и учились быть ответственными. Когда детям дают задания помогать по дому, они учатся быть компетентными и чувствуют, что вносят свой вклад в семью. Однако дети все равно должны оставаться детьми и не чувствовать на себе бремя ответственности за заботу о нуждах семьи, как взрослые люди. Очень важно знать границы между детскими и взрослыми обязанностями. Детям важно для ментального и физического здоровья также познавать мир через игры, общение с другими детьми, чувствовать, что о них заботятся.