3.4. Молодежное насилие и школьный рэкет
Насилие среди молодежи включает в себя целый ряд действий: от издевательств и рукоприкладства до более серьезных сексуальных и физических нападений и убийств. Очень часто внутри школ и между школами может существовать свои внутренние группировки и «банды», которые могут вербовать школьников или заставлять их заниматься противозаконной деятельностью. В большинстве случаев у подростков, особенно мальчиков, не остается выхода, кроме как подчиниться уже существующим правилам этих деструктивных образований в виде банд или групп.
Ряд факторов может увеличить риск того, что молодежь подвергнется насилию в школе. Однако наличие этих факторов не всегда означает, что молодой человек станет правонарушителем. Факторы риска насилия в школе и среди молодежи включают:
-
- Предшествующая история насилия (в доме, в окружении и тд.)
- Употребление наркотиков, алкоголя или табака
- Общение с правонарушающими сверстниками
- Плохое функционирование семьи
- Плохие оценки в школе
- Бедность
Часто школьники могут подвергаться разным видам насилия ввиду распространенности школьного рэкета. Данный термин вошел в обиход учащихся и используется с 90-х годов со времён разгула организованных группировок преступности. Школьный рэкет – это вымогательство и принуждение к совершению какого либо действия в обмен на покровительство, обретение неформального статуса лидера группы. Как правило, это не только вымогательство денег и ценностей, которое чаще всего сопровождается физическим насилием, но и психологическое насилие – оскорбления, запугивание, угрозы и эксплуатация.
В основе школьного рэкета лежит культ «силы» и иерархия отношений. Часто в отношения строят по вертикали, учащихся часто делят внутри группы на различные категории и применяют свои обозначения их неформального статуса внутри банды: «драчуны» – в основном это физически сильные, агрессивные школьники, которые участвуют в драках и разборках; «тортики» – так называют тех, у кого плохая успеваемость в учебе, а также не склонных к агрессии; «ботаны» – хорошо учатся и стараются не ввязываться в драки и разборки.
Все взаимоотношения происходят как в реальном криминальном мире, где есть и свои «смотрящие», который следит за всеми, есть свои заместители смотрящего: «решалы», «зажигалы», которые стараются привлекать как можно больше подростков, членов толпы и круга (рис.12) . Часто не только у всей школы есть свои главари или смотрящие, но также внутри отдельных классов есть свои «смотрящие», которые докладывают все, что происходит в школе, старшим.
Рис.12. Иерархия взаимоотношений в условиях школьного рэкета
Как уже было отмечено до этого, школьный рэкет может быть между школами и районами. Главные «смотрящие» и их заместители в основном собирают средства в «общак», требуя их у неформальных лидеров нескольких школ. Те, в свою очередь, вымогают средства у учащихся своей школы. Кроме того, в случаях конфликтов между учащимися из разных учебных заведений, «смотрящие» могут выступать в интересах той или иной школы за определенную плату. Эта «дань» также собирается с учеников. Есть предположения, что полученные таким образом средства перенаправляются в места лишения свободы.
В основном собрания членов школьного рэкета происходит вне территории учебного заведения, возле заброшенных зданий, возле туалетов. «Сходняки» – собрание толпы или круга. Во время таких собраний с использованием физической силы наказываются те, у кого есть провинности («косяки»). Подавление и унижение других становятся способами самоутверждения. Зачастую дети, которые стремятся учиться и интеллектуально развиваться подвергаются прессингу, что снижает уровень их успеваемости и желание посещать школу.
Как правило, школьники начинают испытывать на себе проблемы вымогательства со стороны старшеклассников и сверстников с 6-7 класса – в возрасте 12-13 лет. К примеру, в Нарынской области, 17,6% школьников сталкиваются с проблемой ежедневно, 29,2% – несколько раз в месяц, 33% – раз в месяц. Практически 50% всех школьников, которые подвергаются школьному рэкету, отметили, что не желают больше ходить в школу, поскольку старшеклассники требуют деньги (от 10 до 1 тысячи сомов), посылают выполнять разные дела, оказывают давление, унижают.
Существуют две основные формы вымогательства имущества при рэкете: с применением физического насилия, а также путем шантажа, обмана или угроз. Стандартная схема рэкета происходит так: старшеклассники напрямую или через сверстников просят одолжить деньги, телефон или вещи, при этом жертва изначально знает, что их не вернут. Рэкетиры также занимаются эксплуатацией труда несовершеннолетних, заставляя их выходить на поля, сеять картошку, или на стройку разнорабочими, а зимой — собирать уголь и тому подобное.
За помощью дети обращаются редко, поскольку это воспринимается как «стукачество». Психологическая травля приводит к отказу от посещения школы, ребенок становится тревожным. Самым страшным итогом этого может стать решение ребенка совершить суицид. Согласно данным Детского фонда ООН («ЮНИСЕФ»), насилие в школе и рэкет являются «одной из ключевых причин роста насилия среди молодежи по всей стране, часто приводящей к самоубийствам среди школьников».
Необходимо еще раз отметить, что школьный рэкет обретает скрытые формы, которые трудно квалифицировать как правонарушение или уголовное преступление. Педагогическому коллективу и инспекторам по делам несовершеннолетних, социальным работникам все сложнее выявлять подобные факты, а значит и эффективно противостоять насилию и случаям вымогательства. Пострадавшими от школьного рэкета могут быть те, кто не попадают в данную неформальную группу (в основном из числа физически слабых детей) может стать изгоем, и зачастую жертвой издевательств и вымогательства. Также пострадать от школьного рэкета могут те, кто находятся в группе банды. Нахождение в «круге» не гарантирует защиту от проявления школьного рэкета, в большинстве случаев дети находятся в нем из-за страха стать изгоями.
Видеоролик, использованный в материале: «Акыркы сабак — кино эмес. Рэкетке тойгон Нарындык өспүрүмдөрдүн арманы», 2022, MediaHub (https://www.youtube.com/watch?v=-h8i-WP8yFY)