1.2. Национальное законодательство по защите прав детей.
Законодательство Кыргызской Республики в сфере обеспечения прав и интересов детей состоит из Конституции, Конвенции о правах ребенка, Кодекса о детях, иных нормативных правовых актов, общепризнанных принципов и норм международного права, а также вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика (далее – международные договоры).
Согласно Конституции КР (статья 20. п.3), дети представляют собой важнейшую ценность. Государство создает все необходимые условия, способствующие разностороннему развитию детей. Каждый ребенок имеет право на достойный уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (статья 27. п. 1). В соответствии с этим, государство создает условия для того, чтобы каждый ребенок имел доступ к бесплатному дошкольному, школьному образованию (статья 46). Также кроме образования, государство обеспечивает детям доступ к бесплатному медицинскому обслуживанию и защите. В сфере защиты прав ребенка в Кыргызской Республике действует принцип обеспечения наилучших интересов ребенка.
Для соблюдения прав ребенка Кыргызская Республика приняла Кодекс о детях, который защищает интересы и права всех детей. Именно в Кодексе о детях отражены основные права и интересы детей, регламентированные в Конвенции ООН о правах детей. Также Кодекс о детях особенно защищает детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Целая глава посвящена защите прав и интересов детей в конфликте с законом, детей – жертв насилия и преступлений, реализации системы ювенальной юстиции в КР. Необходимо отметить, что правительство КР для эффективной защиты детей также приняло отдельные нормативно-правовые акты, которые регулируют отдельные вопросы (Таблица 2).
Несмотря на то, что Кыргызская Республика приняла все необходимые меры по созданию законодательных основ, права детей повсеместно нарушаются из-за различных факторов: рост бедности, внешняя и внутренняя миграция, неэффективные профилактические мероприятия на местах. Поэтому, чтобы остановить насилие, нам необходимо работать не только через продвижение и инициирование законодательных изменений, принятие новых нормативно-правовых актов. Нам также важно проводить эффективные меры по мониторингу и оценке соблюдения национального законодательства по защите детей и прав человека. При этом ключевую роль играет выяснение причин нарушения прав ребенка и привлечение к ответственности преступников, которые нарушают права детей.
Во многих странах мира есть омбудсмены по правам ребенка или уполномоченные по делам детей, официальной обязанностью которых является представление интересов общественности путем расследования и рассмотрения жалоб, поступающих от отдельных граждан в отношении прав детей. К примеру, Уполномоченный по правам ребёнка при президенте Кыргызской Республики тщательно мониторит ход дела о насилии в отношении несовершеннолетней гражданки страны. Контролирует процесс реализации законодательства Генеральная прокуратура КР.
См. рисунок 1 – Уровни защиты ребенка .
В Кыргызстане немаловажным фактором усиления защиты детей является активное участие гражданского общества во многих аспектах, включая усовершенствование законов и многое другое. На сегодняшний день именно при содействии некоммерческих организаций и международного сообщества повсеместно реализуются важные проекты и программы по противодействию насилия, торговле людьми и преступности. При создании социальных услуг для уязвимых детей, молодежи и семей, некоммерческие организации, гражданские активисты и правозащитники играют ключевую роль. Именно при социальном партнерстве разных сторон обеспечивается механизм участия детей, мониторинг и оценка действий различных социальных и правоохранительных служб, занимающихся вопросами детей и семьи.
Доказано международными исследованиями, что насилие в обществе можно искоренить только путем реализации эффективной образовательной политики по предотвращению насилия в школьной среде. Для этого социальные работники, социальные педагоги, инспектора по делам несовершеннолетних должны быть не только осведомлены о правах ребенка, но также проводить тренинги и уроки с участием детей о пагубных последствиях насилия, мерах реагирования. Важно при этом вовлекать родителей, самих детей, чтобы родители также осознавали, что именно они в первую очередь несут ответственность за ментальное здоровье детей. Именно здоровый психологический климат в семье и поддержка влияют на уязвимость детей к насилию. Детям важно знать куда и к кому они могут обратиться в случае насилия и жестокого обращения.