4.2. Собирайте данные о насилии и отслеживайте изменения с течением времени
Сбор данных является центральной частью предотвращения насилия. Данные о насилии могут помочь вам понять, сколько учащихся страдают от насилия, с какими типами насилия сталкиваются чаще всего, характеристики учащихся, которые больше всего страдают (например, больше ли страдает мальчиков или девочек), контекст, в котором происходит насилие, кто виновен, а также когда и где имеет место насилие. Если эта информация недоступна, легко сделать предвзятые или ложные предположения о характере насилия. Это может привести к расходованию ресурсов на неправильные приоритеты.
Вы можете использовать собранные вами данные, чтобы понять, как уровни насилия меняются с течением времени, и выявить возникающие формы насилия до того, как они станут проблемой. Это также помогает понять, какие виды насилия наиболее распространены в определенных школах, и распределять ресурсы там, где они необходимы. Данные могут помочь в проведении мероприятий по предотвращению насилия и помочь выяснить, эффективны эти мероприятия или нет.
Хорошей отправной точкой при первоначальном планировании мероприятий по предотвращению насилия является поиск уже собранных данных о насилии, таких как опросы о насилии в отношении детей или молодежи, регулярные школьные обследования. Эти источники предоставляют информацию о наиболее распространенных видах насилия и некоторых характеристиках преступников и жертв. Данные также могут быть доступны на школьном уровне из ряда источников:
-
- Данные, собираемые в обычном порядке: данные, собираемые в рамках обычной школьной практики, такие как исключения, задержания и сообщения об инцидентах с применением насилия. Такого рода данные обычно недооценивают уровень насилия в школе, поскольку не обо всех случаях насилия становится известно школьному персоналу
- Систематические опросы, фокус-группы и интервью: данные, собранные непосредственно у студентов или сотрудников. Эти источники собирают данные из репрезентативной выборки и, если они подготовлены хорошо, предоставляют наиболее точные детали.
- Наблюдения: данные, собранные путем наблюдения за поведением учащихся и персонала в классе и общественных местах (например, в столовой). Эти данные могут быть легко собраны, но существует высокий риск их предвзятости.
Разработка методов отчетности для регистрации случаев насилия и реакции школы на них
Крайне важно создать абсолютно дружественные для детей, анонимные и безопасные методы, когда ребенок может сообщить о факте насилия. В отчетности следует фиксировать каждый инцидент с применением насилия, который происходит на территории школы, включая дату, время и место инцидента, тип насилия и то, как отреагировала школа. Ответственные лица могут фиксировать инциденты или сообщения на бумаге, используя простые формы, или в электронном виде. Крайне важно, чтобы личная информация оставалась анонимной.
Также важно убедиться, что все сотрудники и учащиеся понимают систему отчетности и то, как она работает, а также свои обязанности по сообщению о насилии в соответствии с национальным законодательством и по сохранению конфиденциальности студентов и персонала. Например, в случаях жестокого насилия или при необходимости судебного иска могут потребоваться определенные официальные формы отчетности, и было бы полезно иметь их под рукой или же иметь четкое представление о существующих путях направления.
Важно учитывать влияние, которое сбор данных о насилии может оказать на учащихся, и вы должны убедиться, что процесс сбора является конфиденциальным. Личности жертв, преступников и информаторов должны оставаться анонимными. Это включает в себя хранение всех бумажных форм отчетности в запертом шкафу в нераскрытом месте и обеспечение защиты электронных систем паролем.
Анонимные данные опросов часто являются лучшим показателем того, насколько широко распространено насилие. Это связано с тем, что многие учащиеся не сообщают о случаях насилия учителям или другому школьному персоналу, но могут поделиться своим опытом в ходе анонимного опроса. При составлении вопросов необходимо учитывать следующие пункты:
-
- Демографические данные и характеристики учащихся, такие как возраст и пол;
- Тип пережитого насилия, например издевательства, сексуальное насилие, физическое насилие;
- Место совершения насилия, например в школе, дома, в более широком сообществе;
- Преступник, например сверстник, учитель, родитель;
- Восприятие насилия в школе, дома и в общине.
Соображения касательно этических принципов, безопасности при сборе данных
Просьба к учащимся рассказать о пережитом насилии должна быть деликатной, особенно если насилие считается табу. Важно убедиться, что сбор данных осуществляется этично и безопасно, а также в соответствии с национальным законодательством, международными нормами и предписаниями. Согласно ЮНЕСКО и «ООН-женщины» 2016 и ЮНЕСКО 2016a, ЮНИСЕФ, 2015, важно обеспечить следующие пункты:
-
- Убедитесь, что учащиеся, сообщающие о насилии, находятся в безопасности, что их информация обрабатывается конфиденциально и что они не становятся жертвами каких-либо ответных действий.
- Участие является добровольным.
- Дети получают информированное согласие до начала участия: убедитесь, что учащиеся понимают, зачем вы собираете данные и для чего они будут использоваться, и убедитесь, что дети согласны принять участие. Родителям также может потребоваться дать разрешение в виде письменного согласия.
- Сбор и анализ данных не приводит к нарушению неприкосновенности частной жизни или дискриминации: убедитесь, что информация учащихся не связана с их именами, чтобы они не подверглись дискриминации или не пострадали за сообщение о насилии.
- Службы поддержки доступны для детей, которые сообщают о насилии и нуждаются в них: соответствующие возрасту медицинские, психосоциальные услуги и услуги по защите должны быть доступны тем, кто сообщает о насилии и хотел бы ими воспользоваться. Важно, чтобы эти услуги были легкодоступными и приватными
- Используется соответствующая терминология. Убедитесь, что вы формулируете свои вопросы надлежащим образом и таким образом, чтобы это не вызвало оскорблений.