Международное законодательство по защите прав детей

Содержимое курса
Предисловие
Познакомьтесь с авторами курса и его содержимым
0/2
Раздел 1 – Защита прав ребенка
В этом разделе мы ознакомимся с основным международным и национальным законодательством по защите детей от насилия и жестокого обращения. Необходимо отметить, что согласно Всеобщей Декларации Прав Человека, все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
0/2
Раздел 2 – Насилие среди детей и молодежи в мире и в Кыргызской Республике
В этом модуле мы поделимся данными, которые команда курса собрала в ходе разработки ситуационного анализа положения детей и молодежи в Кыргызской Республике. Этот модуль расскажет: – о количестве детей, которые стали жертвами насилия, пренебрежения и эксплуатации за последние годы по данным из официальных источников – о наиболее распространенных формах насилия в отношении детей в Кыргызстане – о причинах опасного положения детей в Кыргызстане – о ситуации с положением детей по всему миру для сравнения.
0/10
Раздел 4 – Профилактика насилия среди детей
Мы подошли к последнему модулю данного курса, посвященному профилактике насилия среди детей, а также противодействию насилию в школьной среде. В этом модуле вы получите: – практическое и детальное руководство по межведомственному взаимодействию по противодействию жестокому обращению и насилию в отношении детей; цели и задачи межведомственной комиссии, функции и назначение; – рекомендации по профилактике насилия в школьной среде; – данные по международной практике по профилактике насилия в отношении детей.
0/7
Профилактика насилия среди детей в школьной среде
Об уроке

Все дети, как и взрослые, имеют права, гарантированные Всеобщей Декларацией Прав Человека. Но в силу особой уязвимости детей они нуждаются в особой защите и заботе. 

Преамбула к Декларации ООН по правам ребенка 1959 год

«…Дети не являются мини-людьми с мини-правами, мини чувствами или мини-человеческим достоинством. Это уязвимые люди с полными правами, нуждающиеся в большей, а не меньшей защите. Поэтому, абсолютно неприемлемо обделять их вниманием, когда дело касается защиты их физической и психологической целостности» 

Мод де Бер-Букуичо, Заместитель Генерального Секретаря 

Европейского Совета Октябрь 2005 года

1.1. Международное законодательство по защите прав детей

В этом разделе мы ознакомимся с основным международным и национальным законодательством по защите детей от насилия и жестокого обращения. Необходимо отметить, что согласно Всеобщей Декларации Прав Человека, все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый ребенок заслуживает равного обращения – независимо от его гендерной идентичности, пола, расы, этнической принадлежности, религии, физической внешности, способностей, социально-экономического статуса, национальности, вероисповедания, идеологии или других личных особенностей. Мы все с самого рождения наделены неотъемлемыми правами, такими как: право на жизнь, неприкосновенность личности, защита от принудительного труда, право на свободу слова и вероисповедания, достоинство личности, право на убежище и гражданство.

Согласно Детскому Фонду ООН (ЮНИСЕФ), термин «защита детей» подразумевает предотвращение и реагирование на насилие, эксплуатацию и жестокое обращение в отношении детей, включая коммерческую сексуальную эксплуатацию, торговлю людьми, детский труд, вредные традиции и обычаи (ранние браки и подневольное состояние).  Защита детей означает ограждение детей от любого вреда. Вред включает в себя насилие, жестокое обращение, эксплуатацию и пренебрежение. Цель защиты детей состоит в поощрении, защите и реализации прав детей на защиту от жестокого обращения, как это выражено в Конвенции ООН о правах ребенка (КПР ООН) и других договорах и конвенциях по правам человека, гуманитарным вопросам и беженцам, а также национальными законами. 

Необходимо отметить, что период детства – это фаза, в которой человек является более уязвимым, потому что он еще не закончил свое физическое или умственное развитие. Ребенок нуждается в особом внимании и защите от насилия и вреда. Таким образом, ради защиты детей была принята Конвенция о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и ратифицирована 195 странами, включая Кыргызскую Республику. Кыргызстан в 1994 году стал участником Конвенции по защите прав ребенка, провозгласившего доступ к основным значимым компонентам для жизни: образование, защита, правосудие и другие права. Конвенция о правах ребенка устанавливает права, которые должны быть реализованы для того, чтобы дети могли полностью раскрыть свой потенциал. Причин для выделения прав детей в отдельную Конвенцию по правам человека следующие:

    1. дети начинают жизнь как полностью зависимые создания;
    2. действие или бездействие взрослых, правительства влияет на детей сильнее, чем на любую другую группу в обществе;
    3. многие изменения в обществе оказывают моментальное негативное или позитивное воздействие на детей;
    4. здоровое развитие детей имеет решающее значение для будущего благополучия любого общества;
    5. стоимость причинения вреда ребенку в детстве обходится слишком дорого для государства.

Будучи несовершеннолетними, дети не имеют законного права на автономию или права самостоятельно принимать решения ни в одной известной юрисдикции мира. Вместо этого их взрослые опекуны, включая родителей, социальных работников, учителей и других, наделены такими полномочиями в зависимости от обстоятельств. Некоторые считают, что такое положение дел дает детям недостаточный контроль над собственной жизнью и делает их уязвимыми. Поэтому всем лицам, которые работают или как-то взаимодействуют с детьми, необходимо соблюдать общие принципы, лежащие в основе всех прав детей:

    • Недискриминация означает, что все дети имеют одинаковое право развивать свой потенциал в любых ситуациях и в любое время. Например, каждый ребенок должен иметь равный доступ к образованию независимо от его пола, расы, этнической принадлежности, национальности, религии, инвалидности, происхождения, сексуальной ориентации или другого статуса.
    • Наилучшие интересы ребенка должны быть «главным соображением» во всех действиях и решениях, касающихся ребенка, и должны использоваться для разрешения конфликтов между различными правами. Например, при принятии национальных бюджетных решений, затрагивающих детей, правительство должно учитывать, как принятые решения повлияют на наилучшие интересы ребенка.
    • Право на выживание и развитие подчеркивает жизненно важный аспект обеспечения доступа к основным услугам и равенства возможностей для достижения детьми своего всестороннего развития. Например, ребенок с ограниченными возможностями должен иметь эффективный доступ к образованию и медицинскому обслуживанию, чтобы полностью раскрыть свой потенциал.
    • Голос ребенка должен быть услышан и уважаться во всех вопросах, касающихся его или ее прав. Например, те, кто находится у власти, должны консультироваться с детьми, прежде чем принимать решения, которые повлияют на них.

Конвенция ООН о правах ребенка требует принимать все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления властью, отсутствия заботы со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждения уголовного дела. 

Права, изложенные в Конвенции о правах ребенка, классифицируются через три компонента: обеспечение, защита и участие:

  1. Обеспечение: дети имеют право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, образование и услуги, а также на игры и отдых. К ним относятся сбалансированное питание, теплая постель для сна, доступ к школьному образованию и т.д.
  2. Защита: дети имеют право на защиту от жестокого обращения, насилия, пренебрежения, эксплуатации и дискриминации. Это включает в себя право на безопасные места для развития детей.
  3. Участие: дети имеют право участвовать в общественной жизни и иметь собственные программы для участия, где их голоса могут быть услышаны. Это включает в себя участие детей в общественных и спортивных программах, мероприятиях, где молодые люди до 18 лет могут голосовать и активно отстаивать свои и чужие интересы. При принятии законов и программ касательно детей и молодых людей очень важно их вовлечение в качестве лиц, принимающих решения.

Необходимо отметить, что кроме Конвенции ООН о правах детей, международное сообщество приняло ряд международных документов, защищающих права наиболее уязвимых детей: дети в конфликте с законом, дети, пострадавшие от эксплуатации и торговли людьми, дети в зоне вооруженных конфликтов, дети с инвалидностью (Таблица  1). Данные документы содействуют защите уязвимых детей в различных чрезвычайных ситуациях и развивать систему защиты наиболее уязвимых детей. Многие страны мира, кроме Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицировали и приняли дополнительные документы в области защиты уязвимых детей для развития системы ювенального правосудия и совершенствования работ по предупреждению насилия и преступлений.

Файлы упражнений
Конвенция о правах ребенка.pdf
Размер: 129,90 КБ
Права ребенка.pptx
Размер: 749,74 КБ
Присоединиться к общению
X