Школьный рэкет и молодежная преступность
Школьный рэкет является самым распространенным видом молодежной преступности. Данный вид насилия и преступности сопровождается не только вымогательством денег и ценных вещей у подростков, но и насилием: часто взрослые, более сильные молодые люди могут применять грубейшее психологическое и физическое насилие в отношении более слабых учеников. Как правило, школьный рэкет романтизирует среди подростков «преступный мир» и отношения, построенные на грубой силе и доминировании.
Так, по данным Министерства внутренних дел КР, за последние годы молодежная преступность среди подростков возросла на более чем 25%. Также, по информации ведомства, с января по сентябрь 2021 года было зарегистрировано 66 тысяч 274 уголовных дела, что на 26,4% больше, чем в 2020 году. Основной причиной роста преступности среди несовершеннолетних правоохранительные органы называют социально-экономические проблемы и рост количества детей, оставшихся без попечения родителей. Пренебрежение и безответственность родителей относительно заботы и присмотром за своими детьми часто приводит к маргинализации и к тому, что ребенок попадает в деструктивные силы.
Рис.8. Количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ИДН ОВД КР.
Согласно данным МВД, наибольшее количество несовершеннолетних детей взяты на профилактический учет в ИДН в 2018 году (3840 человек), хотя в последующие годы мы можем увидеть существенное снижение подростков, взятых на учет, то в 2021 году мы уже можем наблюдать обратный эффект (рис.8). Однако нам важно учесть, что официальная статистика может не отражать реальную ситуацию, поскольку факты вымогательства чаще всего не регистрируются в органах внутренних дел. Тому свидетельство неоднократные громкие факты преступлений в отношении школьников в нескольких школах города Нарын, о котором выпущен расследовательский материал журналистами Медиа-Хаб.
Максимальную криминальную активность молодые люди проявляют в возрасте от 14 до 18 лет. Анализ Фонда «Oasis» показывает, что подростки часто совершают преступления под принуждением, под влиянием окружения и не всегда дают себе отчет, почему совершили преступления. К примеру, наиболее распространенными видами преступлений являются грабеж (31.7%), кража (24.4%), хулиганство (12.2%). Среди школьников самым распространенным видом преступности является кража сотовых телефонов и другой техники.
Рис.8. Причины, по которым были осуждены клиенты ювенальной пробации.
Необходимо отметить, что большинство молодых людей совершают преступления по принуждению, влиянию окружения. Согласно ситуационному анализу Фонда «Oasis» о положении клиентов ювенальной пробации (2020 г.), 43,5% (19) респондентов совершили преступление из-за влияния окружающих людей, 47,80% (11) респондентов ответили, что совершили преступления из-за финансовых потребностей. В этой связи в профилактических мероприятиях очень часто необходимо проговаривать с молодыми людьми вопросы принудительной преступности и последствиях замалчивания проблемы.
Принудительная преступность предполагает, что эксплуататоры (главные преступники) принуждают жертв к совершению преступных действий. Эти преступления могут включать уличную преступность или вымогание внутри школы, такое как карманные кражи ценных вещей, вымогание денег. Также старшие принуждают младших прибегать к физическому насилию в отношении других лиц, чтобы заполучить желаемое. Школьники, попавшие в сети вымогателей, могут чувствовать себя обязанными совершать преступные действия «на благо группы/толпы».
Рис.9. Результаты опроса относительно того, насколько интенсивно молодые люди подвергались рэкету в школе.
В 2017 году Национальный институт стратегических исследований КР (НИСИ КР) провел социологический опрос среди молодежи Кыргызстана на тему «Школьный рэкет» в рамках проекта «М-Репорт», реализуемого совместно с «ЮНИСЕФ». Согласно данному опросу, только 12% девочек подвергались рэкету, тогда как больше половины респондентов мужского пола (51%) признались, что сталкивались с таким явлением в школе. В основном рэкетирством занимаются старшеклассники. На вопрос из личного опыта, 42% опрошенных не подвергались в школьному рэкету, но были свидетелями такого явления; 27% признались, что подвергались насилию в школе. Такое же количество респондентов (27%) никогда не сталкивались с таким явлением. Также 2% ответили, что сами занимались рэкетирством в школе (рис. 9).
Стоит учесть, что школьный рэкет сопровождается постоянными запугиваниями и шантажом, вследствие чего подростки подвергаются сильному стрессу и переживают сильную травму, так как в большинстве случаев они не могут поделиться переживаниями с кем-либо. Старшие или более сильные ребята могут угрожать расправой за «стукачество». Это приводит к сильному депрессивному состоянию, тревожности, потери желания продолжать учиться. «ЮНИСЕФ» в Кыргызстане отмечает, что именно насилие в школьной среде является основной причиной роста подросткового суицида.