Школьный рэкет и молодежная преступность

Содержимое курса
Предисловие
Познакомьтесь с авторами курса и его содержимым
0/2
Раздел 1 – Защита прав ребенка
В этом разделе мы ознакомимся с основным международным и национальным законодательством по защите детей от насилия и жестокого обращения. Необходимо отметить, что согласно Всеобщей Декларации Прав Человека, все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
0/4
Раздел 2 – Насилие среди детей и молодежи в мире и в Кыргызской Республике
В этом модуле мы поделимся данными, которые команда курса собрала в ходе разработки ситуационного анализа положения детей и молодежи в Кыргызской Республике. Этот модуль расскажет: – о количестве детей, которые стали жертвами насилия, пренебрежения и эксплуатации за последние годы по данным из официальных источников – о наиболее распространенных формах насилия в отношении детей в Кыргызстане – о причинах опасного положения детей в Кыргызстане – о ситуации с положением детей по всему миру для сравнения.
0/10
Раздел 4 – Профилактика насилия среди детей
Мы подошли к последнему модулю данного курса, посвященному профилактике насилия среди детей, а также противодействию насилию в школьной среде. В этом модуле вы получите: – практическое и детальное руководство по межведомственному взаимодействию по противодействию жестокому обращению и насилию в отношении детей; цели и задачи межведомственной комиссии, функции и назначение; – рекомендации по профилактике насилия в школьной среде; – данные по международной практике по профилактике насилия в отношении детей.
0/7
Профилактика насилия среди детей в школьной среде
Об уроке

Школьный рэкет и молодежная преступность

Школьный рэкет является самым распространенным видом молодежной преступности. Данный вид насилия и преступности сопровождается не только вымогательством денег и ценных вещей у подростков, но и насилием: часто взрослые, более сильные молодые люди могут применять грубейшее психологическое и физическое насилие в отношении более слабых учеников. Как правило, школьный рэкет романтизирует среди подростков «преступный мир» и отношения, построенные на грубой силе и доминировании. 

Так, по данным Министерства внутренних дел КР, за последние годы молодежная преступность среди подростков возросла на более чем 25%. Также, по информации ведомства, с января по сентябрь 2021 года было зарегистрировано 66 тысяч 274 уголовных дела, что на 26,4% больше, чем в 2020 году. Основной причиной роста преступности среди несовершеннолетних правоохранительные органы называют социально-экономические проблемы и рост количества детей, оставшихся без попечения родителей. Пренебрежение и безответственность родителей относительно заботы и присмотром за своими детьми часто приводит к маргинализации и к тому, что ребенок попадает в деструктивные силы.

Рис.8. Количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ИДН ОВД КР.

Согласно данным МВД, наибольшее количество несовершеннолетних детей взяты на профилактический учет в ИДН в 2018 году (3840 человек), хотя в последующие годы мы можем увидеть существенное снижение подростков, взятых на учет, то в 2021 году мы уже можем наблюдать обратный эффект (рис.8). Однако нам важно учесть, что официальная статистика может не отражать реальную ситуацию, поскольку факты вымогательства чаще всего не регистрируются в органах внутренних дел. Тому свидетельство неоднократные громкие факты преступлений в отношении школьников в нескольких школах города Нарын, о котором выпущен расследовательский материал журналистами Медиа-Хаб.

Максимальную криминальную активность молодые люди проявляют в возрасте от 14 до 18 лет. Анализ Фонда «Oasis» показывает, что подростки часто совершают преступления под принуждением, под влиянием окружения и не всегда дают себе отчет, почему совершили преступления. К примеру, наиболее распространенными видами преступлений являются грабеж (31.7%), кража (24.4%), хулиганство (12.2%). Среди школьников самым распространенным видом преступности является кража сотовых телефонов и другой техники. 

Рис.8. Причины, по которым были осуждены клиенты ювенальной пробации.

Необходимо отметить, что большинство молодых людей совершают преступления по принуждению, влиянию окружения. Согласно ситуационному анализу Фонда «Oasis» о положении клиентов ювенальной пробации  (2020 г.), 43,5% (19) респондентов совершили преступление из-за влияния окружающих людей, 47,80% (11) респондентов ответили, что совершили преступления из-за  финансовых потребностей. В этой связи в профилактических мероприятиях очень часто необходимо проговаривать с молодыми людьми вопросы принудительной преступности и последствиях замалчивания проблемы.

Принудительная преступность предполагает, что эксплуататоры (главные преступники) принуждают жертв к совершению преступных действий. Эти преступления могут включать уличную преступность или вымогание внутри школы, такое как карманные кражи ценных вещей, вымогание денег. Также старшие принуждают младших прибегать к физическому насилию в отношении других лиц, чтобы заполучить желаемое. Школьники, попавшие в сети вымогателей, могут чувствовать себя обязанными совершать преступные действия «на благо группы/толпы».

Рис.9. Результаты опроса относительно того, насколько интенсивно молодые люди подвергались рэкету в школе.

В 2017 году Национальный институт стратегических исследований КР (НИСИ КР) провел социологический опрос среди молодежи Кыргызстана на тему «Школьный рэкет» в рамках проекта «М-Репорт», реализуемого совместно с «ЮНИСЕФ». Согласно данному опросу, только 12% девочек подвергались рэкету, тогда как больше половины респондентов мужского пола (51%) признались, что сталкивались с таким явлением в школе. В основном рэкетирством занимаются старшеклассники.  На вопрос из личного опыта, 42% опрошенных не подвергались в школьному рэкету, но были свидетелями такого явления; 27% признались, что подвергались насилию в школе. Такое же количество респондентов (27%) никогда не сталкивались с таким явлением. Также 2% ответили, что сами занимались рэкетирством в школе (рис. 9)

Стоит учесть, что школьный рэкет сопровождается постоянными запугиваниями и шантажом, вследствие чего подростки подвергаются сильному стрессу и переживают сильную травму, так как в большинстве случаев они не могут поделиться переживаниями с кем-либо. Старшие или более сильные ребята могут угрожать расправой за «стукачество». Это приводит к сильному депрессивному состоянию, тревожности, потери желания продолжать учиться. «ЮНИСЕФ» в Кыргызстане отмечает, что именно насилие в школьной среде является основной причиной роста подросткового суицида.

Файлы упражнений
ДЕТИ ВНЕ ОБУЧЕНИЯ Kyrg.pdf.pdf
Размер: 882,37 КБ
ДЕТИ ВНЕ ОБУЧЕНИЯ rus.pdf.pdf
Размер: 965,73 КБ
Присоединиться к общению
X