Насилие в образовательных учреждениях – это спланированные или спонтанные агрессивные действия, происходящие на его территории или в его помещениях во время занятий, перемен, по пути в него и обратно, а также на мероприятиях, проводимых образовательными учреждениями в другом месте (например, во время экскурсий). Субъектами и объектами насилия в образовательной организации могут выступать педагоги, другие работники, обучающиеся и их родители. Так, согласно ООН, несовершеннолетние дети подвергаются следующим распространенным видам насилия: жестокое обращение с детьми (включая физическое насилие), травля и запугивание (психологическое насилие), насилие в молодежной среде, гендерное насилию (рис.10).
Также рост роли интернета оказывает огромное влияние на распространение всех видов насилия, включая кибербуллинг, сексуальное насилие и онлайн эксплуатацию детей (торговля детьми). Мы можем говорить про насилие в отношении детей с позиции жестокого обращения с детьми. То есть, не только дети могут причинить вред друг другу в школьной среде – взрослые также достаточно сильно оказывают влияние на рост насилия. Жестокое обращение с детьми (в том числе жестокие формы наказания) – это физическое, сексуальное и психологическое (эмоциональное) насилие, а также отсутствие заботы о младенцах, детях и подростках со стороны родителей, воспитателей и других правомочных лиц, которое чаще всего имеет место дома, но может происходить и в других условиях, например, в школах и в детских домах.
Рис. 10. Подверженность разным видам насилия в зависимости от возраста.
Насилие над детьми надо также рассматривать с точки зрения распространения дискриминации и языка вражды внутри образовательных учреждений. Дискриминация подразумевает предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, пола, гендерной идентичности, социально-экономического положения, религиозной принадлежности, инвалидности, особенностей развития или поведения, наличия заболеваний или любого другого признака. Дискриминация может проявляться по-разному: явно и открыто через оскорбительные и унижающие достоинство человека высказывания, комментарии, шутки, клички и обзывания, исключение из игр и мероприятий, а также неявно через предвзятое и неравное отношение.
Рис 11. Распространенные виды насилия в отношении школьников.
Насилие в отношении детей может проявляться во всех формах, включая физическое, психологическое, экономическое или сексуальное воздействие (рис. 11). В этом разделе мы отдельно рассмотрим самые распространенные виды насилия в отношении несовершеннолетних: физическое и психологическое насилие, буллинг, гендерное насилие (включая сексуальное насилие), насилие в молодежной среде (школьный рэкет, драки в школе итд.), с которыми сталкиваются дети в целом и школьники в частности. Также мы рассмотрим последствия каждого вида насилия среди детей.
В некоторых разделах мы затронем симбиоз влияния нескольких видов насилия, который является следствием психологического насилия и социальных норм, традиций, влияющих на распространенность насилия. Необходимо отметить, что очень важно всем специалистам, ответственным за пресечение и предотвращения насилия знать признаки, особенности поведения детей в случае того или иного насилия. Своевременная реагирование поможет оказать своевременную помощь и предотвратить распространение насилия среди школьников.